новый орлеан
поздравляю вас. вы на пути, откуда не возвращаются
пару месяцев назад передо мной встала задача написать качественный лонгрид. сроки сдачи материала проставили до 19.05, кажется.
шло седьмое мая, прокрастинация достигла высочайшего уровня, а я крайне вовремя задумалась о том, что это вообще за формат.
так что сюда я буду скидывать выдержки из статей про то, как писать эти тексты. кое-что на уровне здравого смысла, просто напоминание, кое-что, я надеюсь, будет полезным.




Лонгриды


Принципа всего три:
- думайте о читателях (прорабатывайте смысл);
- думайте об оценщиках (прорабатывайте структуру и заголовки);
- думайте о кросс-ридерах (прорабатывайте верстку);

Читатели — это люди, которые делают с вашим текстом следующее: они видят заголовок, открывают текст, читают первое слово, читают второе слово, читают третье слово. Если текст затягивает, они дочитают до конца. Оценщики — это искушенные ребята, которые сначала просматривают все заголовки и подзаголовки, чтобы определить, какой новизной и ценностью обладает ваш материал, а уже потом принимают решение, читать или нет. <...> Кросс-ридеры — это люди, которые пробрасывают страницу взглядом, выхватывая клочья текста, и читают только то, что их заинтересовало. В отличие от оценщиков, которые сравнивают материал со всем, что они читали раньше, кросс-ридеры действуют импульсивно. У них маленькое окно внимания, и если в него не пролезло что-то любопытное, они пойдут дальше. Интерактив и верстка работают на таких. Если работать над материалом на всех трех уровнях, каждый станет читателем.


***
«Лонгрид — это хоть и разовое касание, но очень мощное и с пролонгированным эффектом. Эффект этот создается за счет двух вещей: истории и вирусного потенциала. Истории вообще редко оставляют читателя равнодушным, а в случае с бизнесом еще и создают эффект «разговора» с потенциальным клиентом. Ими охотно делятся — вирусной потенциал основывается на цепляющей истории.
***
Если вы пишете лонгрид, у вас есть такая обязанность — досконально разобраться.
***
Лонгрид — это не длинный текст. В списке жанрообразующих признаков лонгрида объем вторичен. Этот текст такой длинный не потому что автор не умеет выражаться коротко, а потому что смыслы, о которых говорится на странице, не передать еще короче. То, что сделал автор для вас — предельно коротко. Лонгрид — это длинное чтение не по причине объема, а благодаря глубине освоения темы.
***
Рой Питер Кларк, евангелист, кстати говоря, журналистики больших форм и объяснительной журналистики, заботливо разложил по полочкам в своих «50 приемов письма». Например:
— нет наречиям;
— нет избытку прилагательных;
— нет атрибуции диалога (раздраженно спрашивать и удивленно возмущаться можно в другом месте);
— из трех разных эпитетов выбираем самый мощный — или находим другой;
— из двух мощных метафор выбираем лучшую — или выкидываем обе.
А еще:
— убираем абзац, если он не вносит ничего в смысл, а только служит выразительности;
— убираем куски, к которым автор привязан больше всего, потому что тут точно история про эго, а не про ценность текста. блин, да как так-то
***
Лонгрид может состоять из любого контента:
  • текст: цитаты экспертов или оппонентов, противоположные взгляды на проблему, рассказы очевидцев, исторические справки, научные данные;
  • видео, аудио, фото и изображения;
  • чаты и скриншоты обсуждений;
  • инфографика;
  • карты местности;
  • всё, что взбредет вам в голову.

***
...первые строчки восхитительных лонгридов. Все они обещают долгое, захватывающее чтение ценного материала. Все они содержат историю — к слову, наличие истории считается жанрообразующим признаком лонгрида.
Именно такой тип начал идеален для лонгридов, и именно такой тип начал для своих больших материалов выбирает и NY-Times, и Guardian. Например, в указанных выше примерах есть такие маркеры историй:
  • отсылка к прошлому: годам или целым историческим эпохам;
  • отсылка к людям;
  • отсылка к событиям;
  • отсылка к драме;
Есть еще маркер, гарантирующий провал, назовём его маркером диссертации. Это что-то обобщающе-размазывающее, в духе «Во все большем количестве отечественных интернет-изданий, как печатных, так и онлайновых...».
***
Пишите только то, что хотите писать. Либо так, либо вас посетит лучший друг многих профессиональных писателей. Имя ему — профессиональное выгорание.
Не верьте людям (кроме Керуака), которые печатают тексты.
Вдвойне не верьте людям (кроме Керуака), которые печатают длинные тексты.
Втройне не верьте людям, которые говорят, что всё это легко, и печатать можно о чем угодно.
Это вранье. Писать — это не бегать по полю с пушистым одуванчиком в руке. Это тяжело, и это требует огромных личностных ресурсов и серьезной внутренней работы.
(...)
То, что вы хотите писать — вовсе не только то, в чем вы разбираетесь. Это то, о чем вы будете рады написать, в чем вам интересно будет разобраться, во что вы верите, о чем вы знаете на горьком личном опыте, против чего вы выступаете. Что угодно, что вызывает внутренний азарт, годится.
Тим Урбан, говорит и о другой стороне: если вы пишете что-то длиной в несколько тысяч слов, вы должны быть чертовски взбудоражены этой темой, чтобы пронести свою заинтересованность читателю через весь текст до последнего предложения. Скука чувствуется. Чувствуется и фальшь. Поэтому Тим Убран пишет для Илона Маска, а вы нет.

_________________________________________________________
вся статья целиком


Заголовки



Профессиональные редакторы рекомендуют выбрасывать первый абзац текста. В большинстве случаев это справедливое требование. (...) начало материала становится неинтересным, тяжелым и отталкивающим. Это случается, когда автор использует следующие неудачные приемы:
Начинает статью с объяснения своих намерений. Вы наверняка сталкивались с такими примерами:

— Цель этой статьи — рассказать о…
— В этом обзоре речь пойдет…
— Я столкнулся с… и решил рассмотреть это в новом посте.

Подобные конструкции не являются абсолютным табу. Их можно использовать в конце первого абзаца, когда вы уже заинтересовали аудиторию. Однако начинать с них текст не стоит.

Начинает статью с определения. Это делает материал похожим не только на школьное сочинение, но и на нашпигованный ключами текст эпохи дикого SEO. Сравните два примера:
— Лишний человек в произведениях классиков русской литературы — это…
— Продвижение сайтов по позициям — это услуга, которая позволяет вывести сайт в топ с гарантией.
Сегодня это неактуально в контексте продвижения. А для живых читателей такой подход не был актуальным никогда.


Заходит издалека. В условиях информационного шума и бешеного темпа жизни у авторов нет времени на разогрев аудитории. Читатели хотят немедленно получать необходимую информацию. Если первый абзац не подтверждает, что в статье есть нужные данные, посетитель уходит.
Показывает неуверенность. Если читатель усомнится в экспертизе автора, он не станет читать материал. Избегайте следующих вступлений:
— Мне кажется…
— Я до конца не уверен, но…
— Прошу прощенья за…
Обычно такие слова в начале текста неуместны.

_________________________________________________________
вся статья целиком

@темы: sail on a sea of books, ctrl+c